Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Кафедра русского языка

Заведующий кафедрой: Марина  Геннадьевна Вазанова,
кандидат педагогических наук, доцент
Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Отчет о НИР и НИРС за 2016 год

Кафедра русского языка, функционирующая с 1930 г., является одной из старейших в педуниверситете. Кафедру русского языка со дня ее основания возглавляли видные ученые-лингвисты, благодаря которым высоко была поднята планка научных изысканий и системы подготовки учительских кадров. С 1981 по 2014 гг. (с перерывом в 1986-1991 гг.) кафедру возглавлял профессор Г.А. Анисимов. Будучи крупным специалистом в области лингводидактики, он много сделал для улучшения качества подготовки учителей русской словесности. Под его руководством члены кафедры создают учебные и методические пособия по русскому языку по актуальным проблемам русистики и лингвометодики. С сентября 2014 года кафедрой заведует доцент М.Г. Вазанова.

В сфере образовательной деятельности кафедра русского языка исходит из того, что в условиях смены научных парадигм, когда традиционные принципы обучения лингвистическим дисциплинам сопрягаются с новыми, когда наметилась тенденция к ориентации системы преподавания филологии на развитие у будущих учителей русской словесности общекультурных и профессиональных компетенций, важно разрабатывать инновационные подходы к преподаванию учебных предметов с использованием новых образовательных технологий. В связи с этим коллективом кафедры решается насущная проблема обеспечения всех учебных дисциплин (Современный русский литературный язык, Современный русский язык профессиональной подготовки, Теория языка, Стилистика современного русского языка, Теория и методика обучения русскому языку в чувашской школе (синтаксис сложного предложения), Основы теории русского литературного языка, История русского языка, Русский язык и культура речи, Культура речи, Педагогическая риторика, Введение в языкознание, Старославянский язык, Практикум по орфографии и пунктуации, Методика обучения русскому языку, Историческая грамматика, Комплексный анализ текста в вузе и в школе, История русского языка, Филологический анализ художественного текста, Русская диалектология, Историческая грамматика, Русский глагол, Сопоставительная грамматика, Лингвокультурология и др.) учебно-методической литературой и программно-информационными источниками. 
Старший преподаватель кафедры русского языка С. Л. Труфанова руководит научно-исследовательской лабораторией фольклористики и диалектологии, созданной 2012 году. Основные цели лаборатории: 1) сбор и систематизация диалектного материала к словарю русских говоров Алатырского района Чувашской Республики; 2) сбор и систематизация фольклорного материала, записанного в русскоязычных регионах Чувашской Республики, а также в странах СНГ (Туркменистан, Беларусь). Сотрудниками лаборатории – С. Л. Труфановой, Е. В. Бикуловой, М. И. Журиной, Е. Ю. Косяковой, Е. Г. Таратиной – проводится тщательная систематическая работа по созданию электронной базы данных, включающей материалы диалектологических и фольклорных экспедиций студентов-филологов в Алатырский и Порецкий районы Чувашской Республики с 2001 по 2014 годы, а также материалы, собранные в результате работы студентов с русскоязычными респондентами, проживающими в Республике Туркменистан. Совместным проектом лаборатории, МБОУ «Алтышевская средняя общеобразовательная школа» и Алатырского районного отдела образования и молодёжной политики является организация и проведение ежегодной (2013, 2014, 2015 гг.) Республиканской научно-практической конференции работников образования «Большая перемена» (на базе МБОУ «Алтышевская СОШ» Алатырского района). 
На кафедре русского языка проводится обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» (руководитель – доцент М.Г. Вазанова). Слушатели, обучающиеся по данной программе, имеют возможность реализовать в будущем полученные знания в области педагогического образования, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации в учреждениях сферы образования, культуры и управления.
В рамках дополнительного образования кафедрой были организованы курсы повышения квалификации учителей по программам:  «Лингвистика: история и современность», «Комплексный анализ древнерусского текста» (Г.М. Ушакова, Т.М. Белкова, И.В. Гаврилова, С.Л. Труфанова).
Основное направление научно-исследовательской деятельности кафедры русского языка – исследование закономерностей функционирования русского языка в диахроническом и синхроническом аспектах и разработка теоретико-практических проблем обучения этому языку в условиях би- и полилингвизма и диалога культур (руководители – профессора Г.А. Анисимов и Л.Н. Оркина). За последнее пятилетие членами кафедры было опубликовано 3 сборника научных трудов, 21 учебное пособие, 2 монографии, 8 учебно-методических пособий, 108 научных и методических статей.
Обсуждение актуальных проблем русистики и лингвометодики на заседаниях кафедры способствует творческому росту ее членов, повышению их квалификации. Под научным руководством профессоров кафедры русского языка успешно защитили кандидатские диссертации Л.В. Кантейкина (2012 г.), (научный руководитель – профессор Г.А. Анисимов), Е.В. Плотникова (2012 г.) и П.А. Шалимова (2015 г.) (научный руководитель – профессор Л.Н. Оркина). Достаточно высокий уровень научно-исследовательской деятельности кафедры русского языка, теоретическая и практическая значимость выполненных работ подтверждаются и тем, что статьи сотрудников кафедры размещаются в сборниках статей, публикуемых в центральных издательствах (Анисимов Г.А. Придаточные приместоименные и соответствия им в школьной классификации сложноподчиненных предложений // Русский язык в школе. М., 2011; Белкова Т.М. Акцентологические и интонационные ошибки учащихся-чувашей в русской устной и письменной речи // Русский язык в коммуникативном пространстве. М., 2012; Таратина Е.Г. О чередовании согласных фонем с нулем в русском языке // Вопросы языка в современных исследованиях. М., 2013 и др.).
На кафедре успешно взаимодействуют научно-педагогическая школа доктора педагогических наук Г. А. Анисимова, разрабатывающая актуальные вопросы лингводидактики и культуры речи, и научная школа доктора филологических наук Л. Н. Оркиной по проблематике функциональной грамматики и когнитивистики. 
При кафедре функционируют аспирантура по специальности 10.02.01 – русский язык (научный руководитель – проф. Л. Н. Оркина) и докторантура по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (научный руководитель – проф. Г. А. Анисимов).
Что касается привлечения внешних источников финансирования научных изысканий сотрудников кафедры русского языка, то оно осуществляется, в том числе, и через развитие такого направления, как грантовая деятельность. В 2011 году сотрудники кафедры русского языка доценты Белкова Т.М., Вазанова М.Г., Гаврилова И.В. и Якушкина З.Н. под научным руководством профессора Г.А. Анисимова продолжили разработку аналитической ведомственной целевой программы Минобрнуки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)» по проекту «Русский язык в национальном педвузе: модернизация содержания и системы его преподавания в условиях би- и полилингвизма». В 2012 – 2013 годах научная школа профессора Г.А. Анисимова, включающая доцентов Белкову Т.М., Вазанову М.Г., Гаврилову И.В., Якушкину З.Н., проводила научно-исследовательскую работу по проекту «Русский язык как учебный предмет и средство овладения основами наук в национальной школе и вузе» в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации. 
Деловые отношения с крупными учеными в области языкознания и лингводидактики ближнего и дальнего зарубежья проявляются у наших преподавателей благодаря их участию в международных научных конференциях, форумах, семинарах, конкурсах. В 2014 году доцент Вазанова М.Г. проходила научную стажировку в Майнцском университете (Германия) в рамках программы Германской службы академических обменов.
Члены кафедры русского языка (Г.М. Ушакова, Т.М. Белкова, И.В. Гаврилова, Е.А. Данилова, С.Л. Труфанова) неизменно привлекаются Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики к проверке и пересмотру оценок сочинений части «С»  ЕГЭ по русскому языку, оказанию консультационной помощи учителям-словесникам по составлению аттестационных методических разработок, обучению экспертов ЕГЭ и подготовке учащихся школ города Чебоксары к Республиканской и Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Нашим преподавателям доверена и разработка заданий муниципального уровня Всероссийской олимпиады по этому предмету.
Добиваясь фундаментальности филологического образования будущих учителей-словесников, помимо регламентации научного ядра знаний по специальностям «Русский язык и литература», «Мировая художественная культура и русский язык», сотрудники кафедры способствуют посредством учебных дисциплин духовному росту и творческим устремлениям студентов, воспитанию у них потребности в самосовершенствовании и развитии незаурядного личностного образа.
На кафедре сложилась добрая традиция: преподаватели привлекают к разработке своих научных изысканий студентов младших и старших курсов. Важно подчеркнуть, что участие студентов в разработке тем научных руководителей  способствует улучшению качества дипломных и курсовых работ по лингвистике, теории и методике обучения русскому языку в школе и вузе, о чем свидетельствуют, в частности, выпускные квалификационные сочинения, написанные под руководством доцентов Т.М. Белковой, Е.А. Даниловой, З.Н. Якушкиной и др. 
Настоящим научным достижением можно считать 1 место студентки Каляпиной Кристины Юрьевны во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России» (2012), выступившей с докладом «На тем порядке (говор села Иваньково-Ленино Алатырского района Чувашской Республики» (научный руководитель – ст. преподаватель Бикулова Е.В.).
В настоящее время перед коллективом кафедры стоит проблема разработки эффективных способов обучения русскому языку с применением дистанционных технологий.
Ретроспективный анализ деятельности кафедры русского языка свидетельствует о динамическом развитии ее научного потенциала, о поступательном движении в поисках рациональных путей и методов повышения качества подготовки учителей русской словесности широкого профиля, способных успешно трудиться в разнотипных образовательных учреждениях не только Чувашской Республики, но и других областей и республик Российской Федерации.
 
Joomla templates by a4joomla